Тихое возвращение к единому

Этот текст посвящен важным моментам практики неподвижного сидения (цзинцзо) и методу “Тихого возвращения к единому”, известного автора Чжоу Цяньчуаня. Мастер Линь передал нам этот текст, как справочное пособие в дополнение к практике “Сяояо”.

В дыхании необходимо стремиться к глубине, длительности, тонкости, мягкости, медленности и непрерывности. В самом начале практики требуется естественное дыхание — это обычное дыхание, но с немного увеличенной глубиной. Также можно не прибавлять глубину, а дышать как привычно. После некоторого периода практики, дыхание само станет глубже.
После того, как мысли и положение тела как следует отрегулированы, дыхание гармонизировано, сосредотачиваешь сознание, глаза немножко открыты — это называют «методом взгляда с проблеском», что подходит для начинающих практиковать. Либо глаза легонько закрыты — это называют «методом взгляда с закрытыми глазами», подходит для начинающих практиковать или тех, кто уже долго практикует. Или можно естественно открыть глаза — это называют «методом взгляда с открытыми глазами», который подходит для тех, кто длительное время практикует и обладает решительностью, степень трудности сравнительно большая.
Угол зрения вниз под 45′ между колен или немного впереди, как раньше говорили: «место спящей коровы», беззвучно созерцаешь пространство вокруг, требуется ни свободно (сун), ни плотно, не пристально смотреть, не вмешиваться в закрытие или открытие глаз, не следует всматриваться.
В это время может возникнуть цветное сияние. Так как потенциальные функции у каждого человека различны, то и появление света может возникнуть быстро, а может и медленно.
И хотя то место пусто и не имеет какой-либо вещи, но при входе в состояние покоя (жуцзин), может вполне естественной реакцией возникнуть видение процветающих и ослабевших каналов ци и внутренних органов, приблизительно разделяющихся на 5 видов окраски: синий, красный, желтый, белый и черный.
Каналы ци Инь и Ян каждого человека различны, поэтому видимые цвета также имеют отличия. Большинство людей сначала начинают видеть неясный белый свет, «тусклый словно туман», или вперемешку могут возникать крохотные светлые точки будто мерцающие звезды на небосводе, либо замечают разнообразные, быстроменяющие цвета.
Среди пяти цветов, белый цвет соответствует чистому, фиолетовый цвет является благоприятным, золотой свет является наивысшим. Долгое время тренируясь, разнообразные цвета полностью отступают и виден только лишь белый свет, постепенно от состояния слабого тумана переходя к «ясности лунного света». Как будто яркая луна в день середины осени освещает землю перед собой.
Тогда ощущение, что ясная луна становится пустотой, в теле повсюду прохлада, ясные мысли и дух-шэнь радуется, волнения внезапно исчезают, о славе и позоре – о всем забываешь.
В это время достигаешь пределов полной чистоты, однако все еще не входишь в пределы растворения в покое. Если продолжать тренироваться, то чувство соединение с ясной луной, становящейся пустотой, также не повторяется, я сам, небо и земля – всего не существует.
Это является ступенью сидения в забытье, а также начальным шагом в области покоя. Когда заканчивать работу не думай и еще практикуй – в скором времени можно заканчивать работу.

Обратите внимание на следующие пункты:

1) В различных сидячих положениях, одинаково требуется сделать вертикальным позвоночник, сокрыть грудь. Вертикальный позвоночник – регулирование естественной прямоты позвоночника, в противном случае жестко выпрямляясь, возникнет судорога мышц, выпячишь грудь и сложишь живот, повсеместно не достигнешь требования фансун; также не следует наклоняться вперед и отклонятся назад, нагибаться вправо или влево, иначе утратишь центр тяжести и уж действительно не сможешь опереться на главные требования (яолин). Эти методы являются естественным сложением слегка поднятых, на 2-3 фэня, кончиков плеч и скрывания груди. Скрыванием груди является незначительным скрыванием внутрь, можно кончики локтей немного развернуть перед собой, образовав с телом одну прямую линию. Вертикальный позвоночник и сокрытую грудь следует рассматривать как единое целое, тогда можно будет правильно занять положение тела. Координирование спереди груди и сзади спины в итоге привдет к тому, что ци в теле сможет погрузиться в даньтянь и не будет всплывать.

2) Нельзя практиковать на солнце и сильном холоде. Ежедневно следует заниматься минимум 1-2 раза, для начинающих – по 20-30 минут за раз, после того, как появится прогресс – 30-50 минут, при дальнейшем прогрессе можно практиковать свыше 2 часов. Одним словом, не нужно слепо придерживаться, в соответствии с уровнем своей практики, при желании сидеть очень долго – сидеть долго, в завершении работы, при появлении проблеска мыслей в сознании, тот час можно завершать работу, нельзя через силу практиковать, накапливая время сверх меры, каждая работа над покоем должна следовать этому закону.

3) При практике тихого возвращения к единому, самое наилучшее для поиска покоя – место, укрытое от опасностей. После внезапного испуга, не нужно входить в панику, не нужно сердиться. Нужно успокоить чувства и продолжать практиковать, вплоть до того, что после устранения или измения испуга сознания, завершить работу.

4) Во время чувства нарастающей сонливости не нужно упражняться в неподвижной работе, засыпание при практике является признаком «действия выпадания в полузабытье», не имеет никакого эффекта и равняется практики впустую. В практике нельзя гнаться за внешними движениями, двинулся – и работа утрачена. В древнем традиционном цигун не ратуют за внешние движения, всякие проявления внешних движений в неподвижной работе, не меньше, чем так называемые отклонения.

5) Прежде неподвижной работы следует тренироваться в подвижной работе. Например, после подвижной работы заниматься неподвижной, следует путем упорядочивания подвижности, после того, как каналы ци абсолютно равномерны, после этого можно упражняться в цзингун. Иначе легко в практике вызвать отклонения.
(Возникающие в теле во время практики ощущения перекосов влево и вправо или наклоны назад и вперед, ни в коем случае не следует с помощью тела выправлять, необходимо посредством мысли медленно устремляться к прямоте, ощущения наклонов и перекосов скоро сами рассеются. Так как ощущение в это время часто является обманным чувством и вызвано дисгармоничным течением собственных каналов ци, а в действительности положение тела, как и прежде центрированное и ровное. Если силой вести тело к выправлению, то может возникнуть падение в сидячей работе, в результате чего расшибешься и причинишь себе вред. Например, при появлении признака утраты формы, можно с помощью тела медленно установиться прямо или посредством мысли вести тело вверх подобно положению кущения хлебных злаков, тело сразу же выпрямиться. Появление этих признаков чаще всего вызвано утомлением при сидячей работе и является тем, что ци не возвращается к изначальной мощи. )

Появление этих признаков чаще всего вызвано утомлением при сидячей работе и является тем, что ци не возвращается к изначальной мощи.

Перевод с китайского: Константинов В

Запись опубликована в рубрике Дао. Добавьте в закладки постоянную ссылку.